Как правило, моя первая встреча с ребенком и его семьей – это знакомство. Я беседую с родителями и ребенком о том, как они жили до болезни, о том, как попали в отделение, какой диагноз им поставили. Далее следует диагностика речевого и познавательного развития, после обсуждение результатов и составление планов работы. Проходит неделя, мы встречаемся вновь, и на вопрос: «Чем вы занимались, пока мы не виделись?» Я слышу: «Да, вот, ничего не хочет делать – ни пазлы собирать, ни заниматься, в планшете в основном сидит». Родители школьников, которые планировали продолжать учиться во время лечения, особенно бьют тревогу: «Мы отстаем, я никак не могу заставить открыть учебник, она/она ничего не хочет. Только вот «окружающий» почитали». И такие ответы, я слышу довольно часто. У кого-то через неделю, у кого-то через месяц.

Чтобы помочь родителям понять причину всех этих нежеланий, рассмотрим влияние болезни на психику ребенка, ведь именно она определяет поведение и действия ребенка в любых ситуациях. Статья будет особо полезна для родителей, которые только начинают лечение.

Не секрет, что болезнь – не самая приятная ситуация в жизни любого человека, и ребенок не является исключением в этой закономерности. Болезни бывают разные - по тяжести, продолжительности, какие-то проходят бесследно и быстро, а какие-то запоминаются надолго и значительно затрагивают жизнь. Онкологическое заболевание относится к последним.

«Лечение онкологического заболевания – достаточно агрессивно, и воздействует не только на опухоль, но и на системы, которые формируются в данный момент, и это приводит к значительным нарушениям», - таково мнение врачей-онкологов, и мы полностью его разделяем. В детском возрасте психика детей достаточно уязвима, не устойчива, нервная система только формируется. Поэтому все негативные влияние отрицательно сказываются на ее становлении. Сильное лечение буквально выбивает ребенка колеи и маленький привычный мир «дом, детский сад/школа, друзья» рушится. Это и объясняет главную причину все этих «не хочу». Чтобы понять внутренний мир ребенка во время лечения, рассмотрим реакции, которые ему приходится испытывать:

  1. Эмоциональные реакции - страхи, тревоги, переживания, страдания, гнев. На их возникновение может влиять неизвестность (ребенок никогда не испытывал подобное), изменения во внешнем виде.
  2. Плохое или крайне переменчивое настроение, раздражительность, слабость, трудность сосредоточения, вялость, апатию. Здесь велико влияние – гормонотерапии.
  3. Неприятные переживания и внутренние конфликты («то, что хочу – мне нельзя, то, что можно – я не хочу»)
  4. Формирование защитных и компенсаторных механизмов (капризы «Не хочу делать сам – я маленький»).

Таким образом, ребенок не придумывает, что ему нелегко читать и писать. Он переживает сложившиеся перемены, боится очередной перевязки, пункции. Все силы уходят на это. Поэтому мой совет – отложите на время учебу, будьте просто рядом, и не принимайте близко к сердцу эти изменения, со временем это обязательно пройдет. Напротив, постарайтесь на первых этапах лечения подарить ребенку как можно больше положительных эмоций, ведь именно семья и родители – главные помощники в этот период.

Учитель-логопед, Кудрявцева Екатерина.

Хотите помочь или задать вопрос?

Мы с радостью вам поможем!

Напишите вопрос в форму и мы при первой же возможности ответим Вам на указанную Вами электронную почту.

Нажимая на кнопку “Отправить” вы даете согласие на обработку своих персональных данных