26.07.2010

За три года детский благотворительный фонд имени Алены Петровой стал одним из самых известных в стране. Популярность — не главное, теперь фонд может оказывать реальную помощь любому ребенку, больному раком крови в Томской области.
В Томском городском Театре драмы на премьере спектакля «Розовая дама» о жизни мальчика в хосписе — аншлаг. В фойе идёт сбор средств в пользу детям, больным раком крови. Все организовано просто идеально: гостей встречают волонтёры и вручают сувениры-сердечки, проходит детская фотовыставка, играет живая музыка, снимает телевидение, зрители наряжают ёлку. Всё это — очередная
акция по сбору средств для больных детей, организованная фондом имени Алёны Петровой.
«Если нам нужно будет срочно собрать деньги для какого-нибудь ребёнка, я уверена, что мы сможем собрать от 100 тысяч до миллиона за несколько дней», — говорит основатель фонда Елена Петрова.
В чём секрет успешных акций обычного регионального фонда? Кто-то скажет, что все дело в проникновенной личной истории основателя фонда Елены Петровой, которая моментально вызывает доверие к фонду. Кто-то скажет — в применении грамотных фандрайзинговых технологий. Сама Елена Петрова говорит, что всё дело в подходе: «Все мероприятия мы стараемся делать так, чтобы люди просто получали удовольствие, чтобы делать добро было приятно и радостно».
Личная история
Всё когда-то начинается с идеи или с человека. История фонда Алёны Петровой началась с ребёнка, который не успел ничего сделать в этом мире. Болезнь оборвала все её начинания, и единственное, что помогает её матери Елене Петровой хранить память об этой
талантливой девочке — это помощь другим людям. Сначала Елена помогала одной семье в отделении гематологии областной больницы и о создании фонда даже не думала. Но однажды она организовала сюжет на местном телеканале о больных раком крови и сложностях сбора денег на лечение, и через день люди стали приносить в отделение лекарства, памперсы, микроволновки, телевизоры, игрушки, —
всё оказалось очень просто!
После этого закономерно встал вопрос: «А что дальше?». Ответом стало создание благотворительного фонда с двумя сотрудниками: Еленой Петровой и её сыном Олегом.
От первого лица: рассказывает Елена Петрова
Первые шаги
Основная сложность любого начинающего фонда — где взять деньги? Мы стали писать письма в компании — ответов не приходило. Приходилось вкладывать свою зарплату стоматолога. Постепенно мы поняли несколько вещей:
1. Сначала нужно просить на адресную помощь, а не на деятельность фонда в целом. Когда собираешь деньги НЕ для конкретного ребенка, а просто на деятельность фонда — то это не работает. А вот когда показываешь сюжет о ребенке или даёшь рекламу о том, что в конкретный день в городском саду будут собираться деньги, что вы сможете помочь, послушать концерт и так далее — это работает безотказно.
2. Искренняя забота о детях сразу чувствуется донорами. Уникальность нашего фонда в том, что мы работаем для каждого ребёнка как для своего собственного, как для нашей Алёны. Когда мы проводим акции, журналисты всегда восторгаются: «Как же у вас тут всё душевно!». Даже когда мы покупаем игрушки детям, родители иногда ревнуют: «Вы такие интересные придумываете подарки…». Даже простую куклу мы презентуем не просто так: волонтеры сошьют ей шапочку, кто-то шкафчик сделает — каждый подарок обрастает историей, ролевой игрой, заботой. Мне кажется, что от таких мелочей зависит и сам фонд. И для сбора средств это помогает — люди видят, что мы не просто формально работаем: «собрали-передали».
3. Маленькие детали в фандрайзинге имеют большое значение. Например, возьмем всем известные кубы для сбора денег. Ведь чтобы собрать через них деньги, нужно учесть много важных мелочей — например, стоит куб у кассы или за прилавком. Помогают ли продавцы объяснять людям, зачем эти кубы стоят и куда пойдут деньги. Легко ли дотянуться до куба… Ещё я поняла, что когда люди жертвуют деньги, им нужно сказать спасибо и что-нибудь подарить. А ещё лучше подарить до того, как они пожертвовали (например, сердечки на палочке, которые стали обязательным атрибутом любой нашей акции).
4. Закономерности, которые работают. Первые года два мы интуитивно делали какие-то вещи, но профессиональных знаний не хватало, а обучаться фандрайзингу нам было некогда. Как сказал один наш хороший друг, это все равно что рубить лес тупым
топором и говорить, что некогда его поточить, потому что много работы. Тогда мы стали учиться фандрайзингу и поняли, что у него есть свои закономерности и они работают. Например, раньше мы рассылали письма, на которые не получали ответа, а потом до меня дошло, что просто в письмах были описаны одни проблемы, один негатив, там ничего не говорилось о том, почему они должны нам помочь и какие выгоды или позитивные результаты они получат. Нужно в письме заинтересовать компанию, сказать, что помощь детям пойдет на пользу ее имиджу. Сейчас я понимаю, что первые наши 50 писем были неправильными. А еще важно не бояться спрашивать — ведь если вы
не спросили, то почему вы знаете, что вам откажут? Я уверена, что любой фонд может добиться хороших результатов.
5. Можно подсматривать хорошие идеи у других фондов и делать их лучше. Одна из визитных карточек нашего фонда — акция «Купил-подарил» — скопирована с питерской акции «Добрый Питер». О ней мы прочитали в журнале, потом позвонили в этот фонд и попросили рассказать поподробнее. На удивление, в фонде очень сдержанно оценили результативность акции и даже посоветовали не связываться, поскольку за 10 дней в крупном супермаркете удалось собрать всего 19 тысяч рублей. Оказалось, что люди без энтузиазма
отзывались на просьбу кинуть мелочь со сдачи в куб на помощь детям. Даже когда руководство фонда приехало в магазин и обращалось к посетителям, отклик был маленький. Но в разговоре наши питерские коллеги обронили одну фразу, что отклик от мужчин был больше, когда к ним подходили красивые девушки. За эту фразу мы и уцепились. Наши волонтёры нашли четырёх суперкрасивых девушек, которые выглядели сногсшибательно! Они подходили к мужчинам 14 февраля, в День святого Валентина, поздравляли их и дарили сердечки. У мужчин были улыбки до ушей, а когда они спрашивали «Это мне? А за что?», девушки рассказывали о проводимой акции — что можно купить детям игрушки. Практически все мужчины что-нибудь да покупали, да еще приглашали девушек посоветовать, что именно купить.
Соответственно, к женщинам подходили наши парни. За один день мы собрали 80 тысяч рублей и товаров на 100 тысяч. Вся квартира
была завалена игрушками и памперсами. Директора магазинов тоже были счастливы (и за продажи, и за радость покупателей). Хотя скидки на эти товары мы даже не просили (а надо будет попросить в следующий раз).
6. Нужно активнее вовлекать самих родителей больных детей. Однажды местное телевидение пришло взять интервью у родителей. А неподготовленному человеку, который никогда не работал с камерой — ему сложно подобрать слова. И мама ребёнка говорила просто ни о чём. Сюжет тоже получился ни о чём. Мы были так разочарованы! В следующий раз — с другой мамой мы уже разговаривали два вечера о том, что нужно сказать в интервью для ТВ-сюжета про её ребенка. Ей нужно было собрать 700 тысяч рублей и найти донора для пересадки костного мозга. В сюжете после того, как показывают весёлого мальчика, как он читает, какие радостные фотографии у него есть, мама повернулась в экран и почти плача сказала: «спасение мальчика зависит от денег, но я верю в то, что вы мне поможете спасти моего ребёнка...» И все! За неделю мы собрали 1 миллион. Эта был очень проникновенный сюжет.
Некоторые родители просто не желают участвовать. «Пусть нам всё организуют», — это одна категория родителей. Другая категория — для которых получение отказа от доноров очень тяжело переносится. Все равно нам удалось совершить переворот в сознании родителей. Когда мы первый раз устраивали праздник, мамы вообще не общались друг с другом. Они стояли по стеночкам со своими детьми или просто сидели. Сейчас же у нас практически все мамы друг о друге знают, есть объединение. Думаю, маленьким шажками мы дойдём до того, чтобы научиться помогать друг другу. Следующий шаг — чтобы родители помогали сбору средств для своих же детей. У этих же мам есть знакомые, которые могли бы придти на наши акции или помочь распространить билеты на благотворительные спектакли. Это же работа. И зал бы заполнили. И это тоже была бы большая помощь, согласитесь? Многие отвечают, что им некогда сидеть на телефоне
рекламировать спектакль. А ведь чем больше людей придут, тем скорее соберем нужную сумму.
Дмитрий Ершов
Источник: Журнал «Благотворительность в России»

Хотите помочь или задать вопрос?

Мы с радостью вам поможем!

Напишите вопрос в форму и мы при первой же возможности ответим Вам на указанную Вами электронную почту.

Нажимая на кнопку “Отправить” вы даете согласие на обработку своих персональных данных