28.01.2019

В моей работе в реабилитационном центре для детей с онкозаболеваниями можно выделить три основных вида деятельности – это коррекция эмоциональных и поведенческих особенностей, развитие познавательных психических процессов и когнитивных функций, а также работа с родителями и семьей онкобольного ребенка. В этой статье мне бы хотелось подробнее рассказать о втором виде деятельности, т. к. в настоящее время среди подопечных встречается всё больше детей, которым требуются именно развивающие занятия. 

Когда ребенок попадает в больницу, требования к нему, конечно же, меняются в связи с плохим самочувствием, побочными эффектами препаратов, снижением общей активности. Практически во всех случаях ребенок-школьник прекращает обучение на самый сложный первый год лечения, потому что на освоение программы просто нет сил. Деятельность сменяется на более простую: интернет-серфинг, компьютерные игры, творчество. Но если в школьном возрасте у ребенка уже сформированы познавательные психические процессы, и основная проблема при возвращении к обучению – это снижение мотивации, формирование привычки выполнять более простую деятельность, то у ребенка-дошкольника к мотивационной составляющей прибавляются трудности, связанные с полной или недостаточной сформированностью познавательных процессов. Например, ребенок заболел в 2-3 года, когда активно должна развиваться речь и мышление, но, к сожалению, ресурсов детского организма не всегда хватает на этот процесс, ведь он борется с болезнью. И достаточно часто мы, специалисты реабилитационного центра, отмечаем закономерности в том, на какой период развития пришлось лечение, и какие познавательные процессы впоследствии страдают. Это могут быть память, внимание, мышление, речь, восприятие, воображение, а также их произвольность . К счастью, психика ребенка очень пластична, и при систематических занятиях мы наблюдаем очень хорошие результаты. Важно отметить, что не у всех детей лечение оказывает такое влияние на познавательную сферу, но такие случаи не редки в нашей практике. Необходимо начинать процесс восстановления как можно раньше, как только у ребенка появились силы и ресурсы для такой работы. Ведь времени до момента поступления ребенка 3-7 лет в школу не так много, а нам важно успеть, чтобы достигнуть среднего или высокого уровня развития необходимых умений и процессов. Наши подопечные идут в обычные школы, где никто даже не представляет, что ребенок победил рак. А мы помогаем им в том, чтобы они шли дальше по жизни наравне со здоровыми сверстниками.
 

Онкопсихолог
Екатерина Ювкина

Напомним, проект "Негрустные истории" стартовал 1 декабря в РЦ "Аленка" благодаря двенадцатой победе в конкурсе Фонда Президентских грантов.
 

Хотите помочь или задать вопрос?

Мы с радостью вам поможем!

Напишите вопрос в форму и мы при первой же возможности ответим Вам на указанную Вами электронную почту.

Нажимая на кнопку “Отправить” вы даете согласие на обработку своих персональных данных