20.02.2011

Алеся Курносова
Разные помойки в сотовых сетях продолжают отстаивать своё право на непобедимость. Речь о душещипательных sms типа «ребёнку нужна помощь, перезвоните на NNNN». В Томске дело дошло до рассылок под липовым именем Фонда Алёны Петровой.
Советы на этот случай вроде уже и оскомину набили. Вроде «не хватайся за оголённый провод» или «не суй пальцы в электрическую розетку». И сотовые операторы уже учёные. На манер «я не я, и номер не моя - в аренду сдали». Но неужели никак не движется законодательная база, способная защитить сердобольного, но наивного абонента?
«Вы стали победителем конкурса», «Мама, мне нужны деньги» и самое последнее - «Ребёнок умирает, ищем донора»... За пару лет sms-мошенничество приобрело весьма дерзкую форму. В начале этого года на подобную уловку с донорской кровью для больного малыша попался не один человек.
Когда Марине пришло такое сообщение с просьбой о помощи, она, не задумываясь, разослала его всем своим друзьям. А дальше знакомые отправляли своим знакомым, и цепочка начала работать.
Юлия ВОРОНОВА, подруга Марины: «Я обычно подозрительно к таким sms отношусь, а тут от знакомого человека пришло. И вот поэтому я поверила»
Марина ЛЕВКОВЕЦ: «Прошло где-то около пяти часов, когда мне позвонила моя клиентка, и они готовы прямо сейчас поехать и помочь. Но они не могут дозвониться по этому номеру»
Когда афера раскрылась, рассылку Марине пришлось повторить - правда, уже с извинениями.
Во втором случае мошенники воспользовались именем благотворительного фонда «Алёны Петровой». Томичам предлагали пожертвовать 10 рублей на лечение детей, больных раком крови. Для этого нужно было только позвонить на бесплатный номер 2332. Но в результате такого звонка со счетов снимались все средства.
Елена ПЕТРОВА, учредитель благотворительного фонда имени Алёны Петровой: «Мы связались с оператором 2332, который и заблокировал подачу sms, сказав, что это действительно мошенники. При этом сказал, что пусть люди, которые попались на эту удочку сообщат свои номера телефонов, и им вернут деньги. Так они и сделали. Люди присылали номера, и мы их отправляли в Москву»
Эту цепочку удалось прервать быстро. На кону стояла репутация благотворительного фонда и спасение жизни малышей, которые на самом деле нуждаются в помощи.
В каждом из этих случаев всё разрешилось без участия милиции - не было ни протоколов, ни дел. Почему? Да просто не те это суммы, чтобы из-за этого идти и писать заявление, а потом ездить по судам. А что до самой милиции, то мошенники и здесь отличились. В январе было 5 случаев, когда в известные городские кафе поступали заказы якобы от сотрудников прокуратуры. Еду просили доставить в главное управление на улице Белинского.
Виктор ТКАЧЕНКО, начальник отдела оперативно-розыскной части по раскрытию имущественных преступлений: «Там смысл такой был: принимают заказ, верят, что действительно прокуратура звонит. По дороге им звонок на сотовый: вы не могли бы 10 тысяч на сотовый телефон? Люди едут и скидывают. Приезжают в прокуратуру, говорят, никого не вызывали»
При этом в каждом из таких случаев обман осуществляется при помощи средств сотовой связи. Мобильные операторы в голос твердят: человек попадает в такие ловушки из-за своей доверчивости, не хочешь - не звони. С другой стороны, уверяют, что отследить всех абонентов просто невозможно. Хотя попытки снизить уровень такого рода обмана производятся регулярно.
Юристы уверены в обратном: оператор сотовой связи просто обязан сообщать своим абонентам всю информацию о платных звонках.
Сергей КУЛЕШОВ, адвокат: «Если приходит на сотовый телефон сообщение с просьбой позвонить по тому или иному телефону, оператор обязан сообщить, сколько будет обходиться услуга по передаче данных этому абоненту. ...Он оказывает услугу, и статья №10 закона о защите прав потребителей обязывает лицо, которое оказывает услугу, сообщать все сведения, значимые для своего абонента»
О том, сколько стоит тот или иной звонок, оператор знает. Чтобы платный номер начал функционировать, с его обладателем заключают договор, по которому оператор тоже получает определённый процент. Проще говоря, чем больше на этот номер звонят, тем больше прибыль.
Сергей КУЛЕШОВ: «Договор между абонентом и оператором, который всего лишь передаёт сообщение. У смс-мошенника аналогичным образом заключен договор с оператором сотовой связи. В данном случае оператор - лицо, у которого есть умысел для совершения преступления»
В этом случае получается, что нарушены прежде всего права потребителя, а значит, и заниматься такого рода делами вполне мог бы в том числе и Роспотребнадзор, а не только милиция.
Вся эта история с sms-мошенничеством показала: ни один томич от подобного рода преступлений не защищён. Даже если дело и дойдёт до УВД, то шанс, что вы получите свои деньги назад, увы, ничтожно мал.
Если же посмотреть с другой стороны, то хороший момент всё же есть: сострадать мы еще умеем, хотя бы детям.
Юлия ВОРОНОВА: «Довольно жестокий способ выманивания денег. Особенно для женщины болезнь ребёнка - это всегда очень страшно. Как правило, откликаешься на такие sms-ки»
Источник: ГТРК "Томск"
Посмотреть сюжет

Хотите помочь или задать вопрос?

Мы с радостью вам поможем!

Напишите вопрос в форму и мы при первой же возможности ответим Вам на указанную Вами электронную почту.

Нажимая на кнопку “Отправить” вы даете согласие на обработку своих персональных данных