Игра, как известно, - это ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста. В игре он развивается, учится, осваивает различные стороны социальной жизни, преодолевает первые жизненные трудности. Игра – это целый мир и основа дальнейшей жизни ребенка. Ведь где, как ни в игре, малыш научится взаимодействовать с предметным и социальным миром. К сожалению, часто родители не придают большого значения этой важной деятельности. «Он всего лишь играет, ничего делать не хочет…», - можно услышать от многих родителей. «Он ИГРАЕТ!», - хочется сказать мне, как специалисту. Он так живет, развивается, строит свою будущую жизнь. Разве это совсем не важно?

В этой статье мне хотелось рассказать о том, какие игры в норме характерны для детей 2-7 лет, и какие важные функции они закладывают. Советский психолог Даниил Борисович Эльконин выделил 4 уровня развития игры ребенка-дошкольника:

1. Предметно-манипулятивная игра характерна для детей 2-4 лет. Ребенок, как правило, имитирует функции взрослого человека, подражает ему: выполняет уборку, готовит, ухаживает за питомцами, «работает» за компьютером, рулит на автомобиле, в общем, делает все то, что ему кажется привлекательным из жизни его родителей и ближайшего окружения. Если ребенок инициирует эту деятельность, то очень полезно ее поддержать: дать тряпочку для пыли, даже если уборка уже завершена; предоставить возможность выполнять те функции, которые ему по силам, например, насыпать из мерного стаканчика корм для кошки; складывать заранее приготовленное белье в стиральную машинку.

Если желаемые действия потенциально опасны для ребенка или невозможны в домашних условиях, то можно заменить их игрой со специальными наборами: кухня, больничка, магазин.

Главное влияние этого уровня игры – усвоение функций человека в обществе.

Важно отметить, что в этом возрасте ребенок еще не нуждается в товарище по игре, он играет один или со взрослым, и только начинает замечать у себя потребность в общении со сверстниками. Не торопите его, к взаимодействию с другими детьми нужно быть готовым, ведь обязательно возникнут трудности, и нужно будет многому научиться: договариваться о правилах, меняться и делиться игрушками, не причинять боль другому.

2. Сюжетно-ролевая игра – 3,5 – 4 года. Содержание игр предыдущего уровня усложняется, разыгрывается жизненный или сказочный сюжет, правила не транслируются, но подразумеваются играющим. Деятельность ребенка уже не выглядит как простое подражание, внимательный родитель может заметить, что игра усложнилась, появилось разыгрывание небольших сюжетов, ситуаций.

Появляется потребность в товарище по игре, если кто-то нарушает негласные правила, то начинается конфликт.

Главное влияние данного уровня игры: усвоение ребенком функций человека и способов их осуществления; формирование правил ВЗАИМООТНОШЕНИЙ.

3. Сюжетно-ролевая игра с правилами и игра-драматизация характерна для детей 5-7 лет. Это 3 и 4 уровни развития игры. В этих играх устанавливаются правила и принимаются участниками, четко распределяются роли (ведущий, мама, папа, продавец, доктор). Деятельность становится более логичной и наполненной, например, доктор не просто ставит укол, а здоровается с пациентом, записывает данные в карточку, осматривает. Участники игры замечают нарушение правил игры, указывают на ошибку. Чаще всего дети легко замечают ошибки в поведении других, но не в своем, т.к. это гораздо легче. Это

возрастная особенность, и в процессе развития ребенка, на следующем уровне игры, дети уже четко следуют своим ролям, стараются не отступать от установленных правил.

Главное влияние этих уровней: развитие самоконтроля, оттачивание навыков общения и формирование задатков морали.

Часто выделить один конкретный уровень игры ребенка сложно, они могут пересекаться, и в 5-6 лет ребенок может просто манипулировать предметами, например, пересыпать песок из одной формочки в другую. Это нормально, если наряду с таким поведением он демонстрирует хорошее развитие 3-его и 4-ого уровней игры.

Хочется отметить, что родителям необходимо обращать внимание не только на уровень развития игры, и на то, какие сюжеты присутствуют в играх ребенка. Ведь очень часто эти сюжеты взяты из реальной жизни и демонстрируют актуальные переживания и события, как положительные, так и отрицательные. Например, случай, который ранил или даже травмировал малыша. Можно увидеть отражение собственного взаимодействия с ребенком, когда он играет в семью или дочки-матери, а также способы общения и воспитания в детском саду или в секциях. Еще один важный момент, который часто вызывает недовольство родителей, - это игры с повторяющимся сюжетом. Родители устают играть в одно и то же и пытаются переключить ребенка на другой сюжет, но он упорно несет свои любимые игрушки. Стоит поддержать ребенка и играть в эту надоевшую вам игру столько, сколько ему нужно, либо не пресекать, если он играет в нее самостоятельно. Это важно, ведь именно так он может пережить и проработать свои переживания, проигрывая 25 раз подряд один и тот же волнующий сюжет, каждый раз находя выход из трудной ситуации. Присмотритесь, и, возможно, вы заметите в сюжете вашу семейную историю. И это станет стимулом для ваших личных изменений и работы над собственными проблемами. Ведь, как гласит известная фраза: «Счастливая мама – счастливый ребенок»!

Хотите помочь или задать вопрос?

Мы с радостью вам поможем!

Напишите вопрос в форму и мы при первой же возможности ответим Вам на указанную Вами электронную почту.

Нажимая на кнопку “Отправить” вы даете согласие на обработку своих персональных данных