Часто родители наших подопечных подходят ко мне с вопросами о том, как справиться с тем или иным проблемным поведением ребенка. Один из способов, который я предлагаю, - это сказкотерапия. В своей статье я хотела бы отразить преимущества использования терапевтических сказок.

Во-первых, в процессе совместного чтения устанавливается контакт и теплые доверительные отношения между членами семьи. Это очень хороший и полезный способ провести время. Добавив традицию ежедневного чтения с ребенком вы заметите, как изменится качество ваших взаимоотношений.

Во-вторых, чтение специальных терапевтических сказок помогает решить множество проблем, например, когда ребенок обманывает родителей, обижает детей или животных, боится темноты, не хочет ходить в детски сад. Мне очень нравится книга «50 исцеляющих сказок от 33 капризов» под редакцией И. В. Маниченко. В ней собраны «палочки-выручалочки» почти на все случаи жизни, а также есть подробное описание того, как придумать свою уникальную терапевтическую сказку.

Почему же именно сказки? Ведь родителю зачастую гораздо проще объяснить «на пальцах» в чем ребенок не прав, и как нужно поступать. Но ребенок это не маленький взрослый… Назидания, ругань или крики, обращенные к нему, автоматически вызывают желание защищаться, спорить и делать все возможное, чтобы это поскорее прекратилось. Формируются психологически защиты, сквозь которые очень сложно донести до малыша суть проблемы, которую необходимо решить. Такой способ взаимодействия сильно отдаляет родителя и ребенка друг от друга.

Рассказ историй и сказок не является авторитарным, он помогает построить чувство равноправия в отношениях. Ребенку не говорится, что ему нужно думать или делать, а дается возможность самому найти верное решение. И правильно составленная сказка этому способствует. Это буквально снимает пелену психологических защит в процессе взаимодействия. А еще бывает, что ребенку стыдно говорить на некоторые темы, но если эти темы раскрываются в сказках, то рассуждать и спрашивать про отвлеченного героя, который столкнулся с волнующей ситуацией, гораздо проще и безопаснее. Появляется возможность выразить чувства.

Прочитав с ребенком сказку, не нужно выспрашивать у него, что он понял, и как должен теперь вести себя. Сделайте паузу, вероятнее всего, малыш сам заведет разговор об этом. Возможно, это случится не сразу, а только на следующий день, многие сказки запускают очень серьезный мыслительный процесс и вызывают сильные эмоции. Обсудите с ребенком сказку в спокойной остановке, дайте возможность высказать ему свое мнение, и поделитесь своим.

Для того, чтобы стало понятнее, приведу в пример сказку Натальи Никитиной «Слоненок и шарики» из описанной выше книги.
Ссылка на онлайн-версию книги - http://online-knigi.com/kniga/153933/50-iscelyayushchih-skazok-ot-33-kaprizov

 

Слонёнок и шарики

Жил-был маленький слонёнок. Мама и папа его очень любили. Они вместе играли, гуляли, купались в реке и пускали фонтаны из своих длинных хоботов. Маленький слонёнок очень любил проводить время со своими родителями. Но однажды, гуляя с мамой и папой по парку, слонёнок увидел у обезьянки большой воздушный шарик. Слоненку он очень понравился, и захотелось ему иметь такой же шар.

- Мама, папа, я тоже хочу такой шарик, купите мне, пожалуйста, - стал просить он родителей.

Мама и папа очень любили своего сыночка и решили порадовать малыша. Они купили ему красивый жёлтый шар.

Слонёнок был счастлив, он повсюду ходил со своим шариком. А когда ложился спать, привязывал его к своей кроватке.

Вскоре, гуляя по парку, слонёнок увидел у медвежонка очень красивый зелёный шар. И, конечно же, попросил родителей купить ему такой же. Мама и папа не хотели расстраивать своего любимого сына и купили ему зелёный шарик. Слоненку он очень понравился.

Но вскоре малыш захотел иметь красный шар, а потом синий. И любящие родители снова не смогли ему отказать…

Но слонёнку хотелось ещё и ещё воздушных шариков, а у родителей уже не осталось денег. И тогда малыш стал капризничать и говорить:

- Ну купите, купите мне этот шарик, ведь у меня такого ещё нет!

Тогда родителям слоненка пришлось брать дополнительную работу, чтобы заработать побольше денег и купить на них шарики. И чем больше сын просил у них шариков, тем дольше они стали задерживаться на работе. Слон и слониха стали меньше бывать со слоненком, играть с ним, а совместные прогулки по парку совсем прекратились.

Слонёнку становилось грустно одному, и даже многочисленные воздушные шарики его уже не радовали.

И вот настал день, когда в комнату к слоненку уже невозможно было войти. В ней было столько шаров, что малыш не мог даже пошевелиться.

Тогда слонёнок собрал все шары и вышел на улицу. Но шаров оказалось так много, что они стали поднимать слонёнка высоко-высоко в небо. Малыш испугался, что навсегда улетит от родителей, и стал звать на помощь.

Прилетели воробьи и острыми клювами полопали шары - один за другим. Так постепенно слонёнок опустился на землю.

Он сел на травку и задумался. Как ты думаешь, о чём?

Онкопсихолог, Екатерина Ювкина.

Хотите помочь или задать вопрос?

Мы с радостью вам поможем!

Напишите вопрос в форму и мы при первой же возможности ответим Вам на указанную Вами электронную почту.

Нажимая на кнопку “Отправить” вы даете согласие на обработку своих персональных данных