Сегодня статья будет адресована родителям детей дошкольного возраста. Мы начнем говорить о большой теме «САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ», рассмотрим основные закономерности развития ребенка-дошкольника, а почему эта тема актуальна для нашего раздела, я сейчас поясню.

Болезнь ребенка, как мы с вами уже неоднократно говорили процесс тяжелый, длительный. Я думаю, каждый родитель испытывает не самые приятные чувства, видя, как ежедневно его любимое дитя претерпевает болезненные капельницы, уколы, перевязки, в такие минуты хочется отдать всё, чтобы это поскорее закончилось, но лечиться надо и поэтому приходится мужественно бороться и терпеть... Зачастую после таких наблюдений, родитель и родственники начинают потихоньку ограждать ребенка от «лишних» действий, выполняют за него то, что он может сделать сам или другими словами просто начинают жалеть (не путать с поддержкой). Итог таких «благих» намерений – затормаживание формирования такого важного качества личности, как самостоятельность. Ведь чем меньше ребенок получает опыта, тем меньше он может сделать сам. В результате, к окончанию лечения, как показывает моя практика, у большинства детей имеются проблемы с самостоятельностью, что значительно осложняет адаптацию к привычному до болезни социуму. Поэтому, чтобы не столкнуться с описанной выше тенденцией, нужно придерживаться следующих правил:

1. Оценивайте ситуацию и ориентируйтесь на обратную связь. Можно открыто спросить у ребенка, может ли он сам пододвинуть себе стул, сесть за стол и т.д. Часто родители предвосхищают действия ребенка, что не совсем обоснованно.

2. Воспитывайте ребенка, придерживаясь общепринятых правил (вежливые слова, уважение старших), а обучайте с ориентиром на состояние здоровья.

3. Ориентируйтесь на закономерности возрастного развития. Знаменитый академик РАН А.Г. Румянцев, говорит, что даже в период тяжелого лечения, ребенок по своему мировосприятию остается ребенком, поэтому наша задача создать максимальные условия для развития и в момент лечения.

Первые два правила, я думаю, понятны, а вот третье рассмотрим более подробно. Основные и важные свойства личности закладываются у ребенка в дошкольном возрасте, все формируется постепенно, в том числе и самостоятельность, поэтому не нужно откладывать на после лечения развитие этого важного качества (исправлять гораздо сложнее, чем развивать), просто требования, которые мы предъявляем ребенку должны быть разумными и основанные прежде всего на возможностях того или иного возраста. В данной статье мы говорим о детях-дошкольниках, поэтому ниже я опишу возможности и особенности ребенка от 0 до 7 лет. А вот первые два правила можно применять к детям любого возраста.

Особенности развития детей раннего возраста (0-3 года). Один из самых насыщенных в познавательном аспекте из всех возрастных периодов. Повышенная ранимость организма, высокий уровень утомляемости, трудно переключиться с одной деятельности на другую, ведущим является процесс возбуждения. Отмечается наиболее прочная связь и зависимость умственного и социального развития от физического состояния и настроения ребенка. Важно удовлетворение естественных психофизиологических потребностей— сенсомоторные потребности; потребности в эмоциональном контакте; потребности во взаимодействии и общении со взрослыми (контактное общение в 2—3 месяца; познавательное общение в 3—10 месяцев; вербально-невербальное общение в 10 месяцев—1,5 года; игровое и деловое общение в 1,5—3года). К 3-м годам называет правильно четыре основных цвета, собирает последовательно матрешку, формочки, рисует по замыслу, лепит несложные формы – шарик, колбаску. Также к 3-м годам ребенок может самостоятельно одеваться (взрослый может немного помогать), вымыть руки с мылом, умыться. Эмоциональный мир ребенка в 3 года уже достаточно разнообразен. Он может ревновать, обижаться, сердиться, лукавить. Также может выражать свои чувства взглядом, мимикой, тоном, жестами.

Особенности развития ребенка младшего дошкольного возраста (3-4 года). Любимым выражением ребенка становится «Я сам!». Поведение непроизвольно, действия и поступки ситуативны, их последствия ребенок чаще всего не представляет. В этом возрасте дети усваивают элементарные нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»). Высока потребность ребенка в движении (его двигательная активность составляет не менее половины времени бодрствования). Может сосредоточиться в течение 10—15 минут, но привлекательное для него дело может длиться достаточно долго. Память детей непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Дети сохраняют и воспроизводят только ту информацию, которая остается в их памяти без всяких внутренних усилий. Игра ребенка первой половины четвертого года жизни — это скорее игра рядом, чем вместе. Неумение объяснить свои действия партнеру по игре, договориться с ним приводит к конфликтам, которые дети не в силах самостоятельно разрешить. Постепенно к четырем годам ребенок начинает согласовывать свои действия, договариваться в процессе совместных игр, использовать речевые формы вежливого общения.

Особенности развития ребенка среднего дошкольного возраста (4-5 лет). К пяти годам дети без напоминания взрослого здороваются и прощаются, говорят «спасибо» и «пожалуйста», не перебивают взрослого, вежливо обращаются к нему. Могут по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца. Появляются представления о том, как положено себя вести девочкам и как — мальчикам. Поведение не столь импульсивно и непосредственно, наблюдается зависимость поведения ребенка от эмоций, доминирование эгоцентрической позиции в мышлении и поведении. Имеют дифференцированное представление о собственной гендерной принадлежности. К 4 годам основные трудности в поведении и общении связанные с кризисом трех лет (упрямство, строптивость, конфликтность и др.), постепенно уходят в прошлое, и любознательный ребенок активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений. В 4—5 лет сверстники становятся для ребенка более привлекательными и предпочитаемыми партнерами по игре, чем взрослый. К пяти годам появляется действие по правилу — первый необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные и подвижные (прятки, салочки). Интенсивно развивается память ребенка. В 5 лет он может запомнить уже 5—6 предметов (из 10—15), изображенных на предъявляемых ему картинках. Важным показателем развития ребенка - является изобразительная деятельность. К четырем годам круг изображаемых детьми предметов довольно широк. В рисунках появляются детали.

Особенности развития ребенка старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет). Формируется возможность саморегуляции, дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Происходят изменения в представлениях ребенка о себе. Появляются качества, которыми он хотел бы или, наоборот, не хотел бы обладать в будущем («Я хочу быть таким, как Человек-Паук», «Я буду как принцесса» и т. п.). В значительной степени ориентированы на сверстников, большую часть времени проводят с ними в совместных играх и беседах, их оценки и мнения становятся существенными для них. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребенка в игре. Существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Внимание становится более устойчивым и произвольным. Могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20—25 минут вместе с взрослым. В 5—6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, происходят важные изменения в развитии речи (правильное произношение, обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова). В этом возрасте ребенок становится способным встать на позицию другого (преодоление эгоцентрической позиции). Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребенку видеть перспективу событий.

Ребенок на пороге школы (6 – 7 лет). Существенные изменения в эмоциональной сфере. Эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. Дети более сдержанны и избирательны в эмоциональных проявлениях. Ребенок может не только отказаться от нежелательных действий или хорошо себя вести, но и выполнять неинтересное задание, если будет понимать, что полученные результаты принесут кому-то пользу, радость и т. п. Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребенка со взрослым. К 6—7 годам ребенок уверенно владеет культурой самообслуживания и культурой здоровья. В играх дети 6—7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события — рождение ребенка, свадьба, праздник, война и др. Речевые умения позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Активно развивается монологическая форма речи. Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, знают, что хотят изобразить и следуют этому замыслу.

Учитель-логопед, Екатерина Кудрявцева.

Хотите помочь или задать вопрос?

Мы с радостью вам поможем!

Напишите вопрос в форму и мы при первой же возможности ответим Вам на указанную Вами электронную почту.

Нажимая на кнопку “Отправить” вы даете согласие на обработку своих персональных данных