Важная задача нашей реабилитационной группы кратковременного пребывания для детей-дошкольников – возвращение детства, которое забрала болезнь. В своей статье я хотела бы поделиться тем, почему же так важно это детство вернуть. Многие родители и специалисты отмечают, что ребенок резко «взрослеет» во время длительного и тяжелого лечения: становится более спокойным, послушным, использует медицинские термины и сложные формулировки в речи, а озорной взгляд меняется на более глубокий и осознанный, теряется детская непосредственность и активность. Честно говоря, некоторым родителям это даже нравится, и они стараются поддерживать и закреплять такие несвоевременные изменения в ребенке, потому что с послушным и безынициативным ребенком намного проще, чем с непосредственным и любопытным непоседой. Разберем основные причины этих изменений и то, почему же они не являются позитивными.

Ограничения

Ребенок в ситуации опасного заболевания оказывается резко ограничен в своей свободе, почти все, что было естественным в его жизни: детский сад, ежедневные прогулки, секции, походы в театр и гости и многое другое, - становится невозможным. Многие прежние потребности теперь удовлетворить нельзя, будь то любимое занятие или желаемый продукт. Как известно, если потребность систематически не удовлетворяется, то ребенок или взрослый просто перестает этого желать и требовать, ведь все равно не получит. Формируется пассивность и обманчиво привлекательное для родителей беспрекословное послушание. Родителям и ближайшему окружению необходимо акцентировать внимание ребенка на том, что ему можно сейчас, и обязательно говорить, что новые правила не навсегда, и он обязательно сможет вернуться к своим любимым делам, когда разрешит доктор. Опыт показывает, что не все дети-дошкольники понимают это.

Отсутствие выбора

Следующим важным фактором является отсутствие выбора у ребенка. Хочешь в больницу или не хочешь, все равно поедем. То же самое и с медицинскими процедурами, уколами, приемами лекарств и опять же с банальной едой, занятиями, играми… Приходится делать то, что говорят, хоть зачастую эти действия для ребенка неприятны и даже страшны. И объяснить, почему надо ставить уколы, когда ничего уже не болит, или пить таблетки, от которых становится только плохо, очень-очень сложно. И уже после окончания лечения родители могут жаловаться на то, что ребенок совсем не умеет делать выбор, соглашается на первый предложенный вариант или отвечает «не знаю». Он просто привык, что все решается за него, и повлиять на это, к сожалению, никак нельзя. Поэтому я всегда советую находить те сферы, где мнение ребенка будет учтено, например, он точно может выбрать одежду, которую наденет или игрушку, которую возьмет с собой. Это поможет ему чувствовать себя активным участником собственной жизни, а не пассивным наблюдателем, что очень важно в дальнейшей взрослой жизни, где он должен будет сам распоряжаться ею и принимать важные решения.

Боль

Ребенок за время лечения онкозаболевания испытывает много боли, и главная установка в это время – терпи. И правда, приходится с этой болью смириться и терпеть, очень долго. Я уверена, что далеко не каждый взрослый так стойко выдержал бы это испытание, как делают это дети. На этапе лечения у ребенка часто проявляется агрессивное поведение, он злится, в играх возникают сюжеты катастроф и разрушений, так он справляется с переживаниями, болью, эмоциональным напряжением. Родители боятся таких агрессивных тенденций и всячески пытаются сгладить их, переводя в позитивные установки, умоляя потерпеть еще немного снова и снова. А терпение, как известно, не свойственно ребенку, он обычно хочет все и сразу, и лишь со временем овладевает этим умением. Ребенок с тяжелым заболеванием научается этому сполна. Но стоит ли говорить, что излишнее терпение не принесет пользы в будущей жизни? Жестокое обращение, унижения, насилие и многое другое терпеть ни в коем случае нельзя. Именно поэтому необходимо помочь ребенку выразить его накопившиеся негативные переживания: поиграть с ним в игру с разрушительным сюжетом; порвать бумагу или салфетку, делая из нее снежки, и разбрасывать их по комнате; нарисовать сто пятую черно-красную картину жирным слоем гуаши, то есть прислушиваться к своему ребенку. Не стоит бояться, что такое поведение будет всегда, ребенок будет разрушать кубики и мазать черной краской бумагу ровно столько, сколько ему необходимо, и вслед за этими действиями обязательно последуют яркие рисунки и большие красивые башни.

 

Еще один очень важный момент – непрожитое детство обязательно вернется, догонит, возможно, уже взрослого человека. Но мало кто готов в обществе терпеть или принимать непосредственное, бунтующее, излишне активное, нетерпеливое для взрослого человека поведение, а для ребенка это как само собой разумеющееся. Поэтому очень важно вовремя прожить все возрастные периоды, будь то детство, подростковый возраст или юность.

Хотите помочь или задать вопрос?

Мы с радостью вам поможем!

Напишите вопрос в форму и мы при первой же возможности ответим Вам на указанную Вами электронную почту.

Нажимая на кнопку “Отправить” вы даете согласие на обработку своих персональных данных