Помощь детям с тяжелыми заболеваниями
в г. Томске и Томской области.
Тел.: (3822) 22-72-92

Дети получили:

за август    3 605 149,01 руб.
за 2019 год    16 788 474,43 руб.

Подробный отчет

Рубрика "Полезное для мам и пап": Чем опасно «сюсюканье»?

13.06.2019

Сегодня поговорим про общение, о его роли в развитии и формировании личности ребенка. За годы работы в больнице и в Реабилитационном центре мы не раз наблюдали, что из-за болезни, тяжелого лечения родители начинают общаться с ребенком на лепетном языке (стиль общения не соответствующий реальному возрасту, в простонародье - «сюсюканье»), употреблять все слова в уменьшительно-ласкательной форме - ручка, ножка и так далее, даже если ребенок уже далеко не малыш. И, к сожалению, подобное общение не уходит после окончания лечения и часто родители обращаются за помощью к логопеду с просьбой исправить ситуацию, но в этом случае необходима не, сколько помощь логопеда, а сколько перемена стиля общения между ребенком и родителями. Поэтому в этой статье мы разберем, наиболее оптимальные формы общения для того или иного возраста, а также рассмотрим последствия «сюсюканья».

Каждый ребенок начинается общаться со взрослым чтобы удовлетворить три основные потребности, которые исходят из определенных мотивов:

  1. Узнать что-то новое – познавательные мотивы.
  2. Научиться сотрудничать, решая какое-то дело (общение – как совместная деятельность, где взрослый показывает, как действовать с тем или иным предметом) – деловые мотивы.
  3.  Получить признание и поддержку (особенно важно для ребенка, в результате формируется самооценка) – личностные мотивы.

Выделенные потребности и мотивы в зависимости от возраста меняются. Если для новорожденного ребенка важно слышать ласковый голос матери и этого вполне достаточно, чтобы чувствовать себя в безопасности (личностные мотивы), то для ребенка 7-8 месяцев важно понять, как действовать с той или иной игрушкой (деловые мотивы) и здесь одного ласкового голоса будет недостаточно. Постепенно с взрослением потребности и мотивы меняются. Сначала на первый план выступают личностные, затем деловые, потом познавательные и затем вновь личностные, но уже другого уровня).

Поэтому здесь родителям важно понимать, что, несмотря на болезнь, ребенок продолжает развиваться, продолжает взрослеть. Его личность продолжает формироваться. А вот общение на лепетном языке будет этот процесс затормаживать, так как ребенок будет постоянно считать себя маленьким и стремления расти, у него не будет.

Поверьте, когда мы начинаем реабилитационную работу уходит много времени, чтобы ребенок действительно (не только, когда говорит ему взрослый) поверил, что он «Большой». В среднем около года. Таким образом, казалось бы, безобидное «сюсюканье» отнимает год в развитии и становлении личности ребенка. Поэтому учитывая этот факт, я искренне рекомендую родителям поддерживать с ребенком нежные отношения, ведь он всегда нуждается в вашей заботе и ласке, но не добавляйте в них лепетные и искаверканные слова. Обращайтесь к ребенку – милый, родной, сыночек, дочка ласковым и спокойным голосом. Не кричите. Наблюдайте за индивидуальными особенностями вашего ребенка, а также учитывайте возрастные потребности, которые он удовлетворяет, общаясь с вами. Рассмотрим их ниже.

С рождения и до 6 месяцев ведущая потребность – доброжелательное внимание взрослых. Для младенца оно особенно важно. Близкий человек, чаще всего мама, таким образом, гарантирует ребенку безопасность, ласку и любовь. Безразличие наоборот вызывает тревогу и огорчение. Такая форма общения носит название – ситуативно-личностная.

В период с 6 месяцев до 3 - х лет, возникает следующая форма общения – ситуативно-деловая. Ведущая потребность этого возрастного периода – практическое общение со взрослым. Взрослый для ребенка на этом этапе – проводник в мир предметов, именно он показывает, как с ними действовать и играть. Просто обмениваться ласками в этом возрасте уже недостаточно.

С 3 - х лет ребенок начинает активно познавать мир и здесь взрослый становится его «первооткрывателем». Ведущая потребность – познание. Вопросы, на которые хочет получить ответ ребенок, часто далеки от окружающей действительности, поэтому общение выходит за пределы конкретной ситуации, поэтому данная форма общения носит название – внеситуативно-познавательная.

К концу дошкольного возраста, к 7 годам у детей появляется высшая форма общения со взрослым – внеситуативно-личностная. Взрослый для ребенка – не просто гарантия безопасности, как в младенческом возрасте, а конкретное историческое лицо. В общении со взрослым ребенок стремится не просто к доброжелательному вниманию, а к взаимопониманию и сопереживанию.