Помощь детям с тяжелыми заболеваниями
в г. Томске и Томской области.
Тел.: (3822) 22-72-92

Дети получили:

за февраль   2 946 881,83 руб.
за 2021 год    4 769 720,78 руб.

Подробный отчет

Рубрика "Полезное для мам и пап": Как развивать речь ребенка, не отрываясь от домашних дел.

12.09.2019

Продолжаем говорить о развитии речи детей и сегодня узнаем, как родители могут помочь своему ребенку совершенствовать его речевое развитие, не выходя при этом даже за пределы дома или кухни, где мамы проводят больше всего времени.

Сначала немного теории. Речь – это способность общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка. Задайте себе вопрос – «С каким человеком мне приятно общаться?» Наверняка каждый из вас ответит про душевность, близость интересов, кто-то обратит внимание на качество речи, кто-то скажет про содержание. И все вы будете правы. В большинстве случаев каждому из нас хочется, чтобы собеседник был с нами на одной волне (душевность), нам хочется, чтобы мы друг друга понимали, а не переспрашивали «Прости, что ты сказал?» (здесь я имею в виду качество речи ) и чтобы речь не состояла из одного «Угу, да или нет». Поэтому родителям, которые заботятся о здоровом будущем своего ребенка необходимо развивать беглость мышления (хорошо помогает ориентироваться в ситуации и способствует появлению новых друзей), а также компоненты речевой системы – лексику (что говорит ребенок), грамматику (как говорит ребенок) и произношение (качество речи). О развитии последних трех мы как раз сегодня и будем говорить.

Лучше всего речевые навыки развивать в свободном общении с детьми либо в творческих играх. Когда ребенок увлечен чем-то интересным, а вы при этом готовите ужин, он даже не заметит, что его чему-то обучают. Это будет просто интересное общение. Поэтому ниже я приведу ряд игр, которые помогут вам развивать речь ребенка и при этом домашние дела не пострадают.

1. Игра «Кто или что, может это делать?»

Взрослый называет действие, а ребенок подбирает предметы. Например, слово идет, ребенок подбирает девочка идет, мальчик идет, кошка идет, снег идет и т. д. Подберите слова к глаголам стоит, сидит, лежит, бежит, плавает, спит, ползает, качается, летает, плавает.

2. Игра «Отгадай, что это?»

Взрослый начинает описывать предмет, говоря его значимые признаки. Например, круглый, красный, растет в огороде. (Помидор).

3. Игра «Угощаю».

Взрослый предлагает вспомнить вкусные слова и угостить друг друга.

4. Игра «Кто кем был?»

Взрослый называет животных, насекомых, природные явления, а ребенок говорит, кем они были раньше.

Например, корова – теленком; бабочка – гусеницей; лед – водой; курица – цыпленком, цыпленок – яйцом.

5. «Отгадай предмет по названию частей».

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы – грузовик.

Ствол – ветки, листья, корень, кора – дерево.

Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки – лицо.

6. Игра «Что мы видим во дворе?»

Вместе с ребенком посмотрите в окно и поиграйте – кто больше увидит предметов и явлений. Обязательно говорите: «Я вижу…».

7. Игра «Потому что».

Взрослый говорит определенную жизненную ситуацию, а ребенок продолжает ее словами «Потому что».

Например, я мою руки потому, что… или почему ты идешь спать? Потому что…

8. Игра «Веселый счет».

Взрослый говорит, что вокруг много одинаковых предметов. Например, синих машин. Давай их посчитаем – Одна синяя машина, две синие машины, три…,. четыре…, пять синих машин.

9. Игра «Приготовим сок, варенье, пирог».

Взрослый предлагает пофантазировать и говорит – если сок из вишни, то он какой? (Вишневый). Если варенье из клубники, то оно, какое? (Клубничное) и тд.

10. Игра «Все сделал».

Взрослый предлагает ребенку, представить, что он целый день все делал-делал и все переделал. Например, целый день пол мыл-мыл – что сделалал? Перемыл. Целый день глади-гладил – что сделал? Перегладил. И тд.

11. Скороговорки.

Скороговорки из простых звуков отлично развивают дикцию. Только не просите повторить все сразу и быстро. Артикуляционный аппарат ребенка не такой развитый как у взрослого. Поэтому начинайте в медленном темпе и повторяйте по 2-3 слова.

Например. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка была губа, была тупа.

Дом у дуба, дуб у дома.

У Фани фуфайка, у Феди туфли.

Если у ребенка нет нарушений звукопроизношения можете включать и более сложные. Например, шла Саша по шоссе и сосала сушку.

12. Игра «Как говорит ветер».

Взрослый предлагает ребенку представить как говорит живой или не живой объект. Например, ветер будет говорить – уууу, закипающий чайник – пф,пф,пф, старый стул – скрип, скрип. Игра будет хорошо активизировать мыслительные и произносительные навыки.