Мы с радостью вам поможем!
Напишите вопрос в форму и мы при первой же возможности ответим Вам на указанную Вами электронную почту.
Для очередной статьи неспроста была выбрана данная тема, ведь за время нахождения в больнице ребенок начинает очень плотно взаимодействовать с планшетом: играет в игры и смотрит ролики на ютубе, даже если до этого никогда не брал его в руки. А к моменту выписки эта привычка остается, или даже формируется зависимость, и мама не в состоянии переключить ребенка на настольные или сюжетно-ролевые игры. Почему так происходит, мы поговорим в другой раз, а сегодня хотелось бы обсудить последствия замены планшетом реальных настольных игр и творческих занятий. Для удобства наш онкопсихолог создала подробную таблицу, в которой отражены сравнения виртуальных и реальных игр по различным аспектам. В ней нет категоричных оценок для того, чтобы родитель сам смог сделать вывод: заменять ли развивающими приложениями обучающие пособия и игры, и в каких пропорциях. Также статья поможет «отфильтровывать» абсолютно бесполезные программы, например, те, в которых можно выполнить задание наугад, получить множество подсказок, отсутствует возможность совершить ошибку.
Для создания этой статьи мы изучили типичные «развивающие» приложения: поиск отличий, лабиринты, соединения по точкам, пазлы и составление картинок, «игры-одевалки», раскраски, рисование на планшете, мемо и другие. И пришли к таким выводам:
Планшет |
Настольные игры и творческие материалы |
Невысокая цена Обычный планшет для ребенка можно купить за 2-3 тысячи рублей, а набор приложений в нем будет огромным.
|
Высокая цена Стоимость набора пособий аналогичного виртуальному может достигать 20-30 тысяч, а иногда и больше Для сравнения, за 2000 рублей можно купить очень скромный набор игр и материалов для ребенка, например, 1 паззл, 1 раскраска, 2 книги с заданиями, 1 набор домино, «игра-ходилка», гуашь, набор кистей, карандаши, фломастеры, «игра-одевалка», набор кубиков, баночка для воды, альбом для рисования, лото. |
Занимает очень мало места |
Коробки с играми требуют много места для размещения |
Легко взять с собой в дорогу |
Не компактны В процессе перемещения составляющие части игр могут потеряться. |
Не требуется партнер по игре
|
Многие игры требуют участия минимум 2-х человек |
Правила игры обычно не требуют дополнительного объяснения Ребенок достаточно быстро понимает, что делать в той или иной игре, нужные кнопки мигают или выделяются другим способом. Правила достаточно просты. |
Нужно объяснение взрослого Для того, чтобы ребенку начать играть в большинство настольных игр, взрослому необходимо самому ознакомиться с правилами и рассказать о них ребенку, научить его играть. |
Не требуется уборка после игры Достаточно просто отложить гаджет в сторону J Но, к сожалению, это не научит ребенка убирать после себя рабочее место. |
Уборка может быть очень трудоемкой После игры необходимо убрать набор в коробку, а после творческих заданий уборка вовсе может быть очень трудоемкой, в отличие от раскрашивания виртуальными красками на планшете. |
Эффектно! Большое количество спецэффектов завлекает ребенка надолго, но есть и опасность – ребенок, привыкнув к ним, может потерять интерес к работе в развивающих тетрадях, выполнению заданий в школе и в детском саду. |
Отсутствуют спецэффекты Не так интересно для ребенка |
Простые задания Привыкнув к примитивным играм на планшете, ребенок с неохотой выполняет более сложные и трудоемкие задания, а то и вовсе отказывается от них. |
Задания более сложные |
Наличие подсказок или защита от ошибок В большинстве приложений: пазлах, составных картинках, соединениях по точкам, играх-одевалках, лабиринтах и многих других, программа создана таким образом, что ребенок не может сделать неверно, например, часть составной картинки или пазла «убегает» с неправильного места, или же, наоборот, при наведении на любую часть изображения, сама встает на место. |
Нет подсказок, можно допустить ошибку, решить которую поможет старание самого ребенка или помощь взрослого Сама игра или творческое занятие не поможет ребенку выполнить задание, и это оказывает максимальный положительный эффект на развитие мыслительной деятельности ребенка, в отличие от виртуальных игр.
|
Практически не задействована мелкая моторика!
Все действия в игре производятся одним пальцем ведущей руки или двумя большими пальцами Такая деятельность влечет за собой массу проблем в будущем, например, проблемы с письмом, почерком, рисованием, декоративно-прикладным творчеством, завязыванием шнурков и другими тонкими действиями, быструю утомляемость ведущей руки и, как следствие, трудности в школьном обучении и дальнейшей жизни, связанные с «ручной» деятельностью. |
Активно участвует мелкая моторика Для сравнения, при собирании пазла необходимо совершить множество действий руками: открыть коробку, достать детали, перевернуть их лицевой стороной, сложить на столе, постоянно переворачивая и передвигая. То же самое можно сказать и о других настольных играх. |
Низкий развивающий эффект, т. к. Задействовано мало познавательных процессов
|
Развивающий эффект гораздо выше Участвует множество познавательных психических процессов, особенно мышление, формируются причинно-следственные связи. Например, в процессе рисования ребенок учится делать логические выводы о том, как количество воды влияет на цвет краски или на ее текучесть, а нажим карандаша или кисти определяет яркость и толщину линии. Он учится аккуратности, т. к. удалить краску без следа невозможно. |
Вред зрению Устают глаза из-за свечения даже при использовании очень качественных гаджетов, возможно нарушение остроты зрения |
Вероятность возникновения нарушений зрения гораздо ниже Нет свечения экрана, глаза устают значительно меньше. |
Малоподвижность во время игры Зачастую дети играют лежа или полусидя, долго сидят за планшетом неподвижно , следовательно, нарушается осанка, замедляется физическое развитие, снижается мышечный тонус. |
В процессе игры ребенок должен сидеть за столом или на ковре, ему требуется чаще передвигаться (поднять упавшие предметы, собрать со стола фишки). |
Задания можно выполнить наугад Интеллектуальные усилия не важны и не первостепенны, методом хаотичного нажимания на экран во многих играх можно одержать победу (например, «Мемо», «Найди отличия»). |
Невозможно выполнить задание наугад, необходимо приложить интеллектуальные усилия. |
Мы с радостью вам поможем!
Напишите вопрос в форму и мы при первой же возможности ответим Вам на указанную Вами электронную почту.