Помощь детям с тяжелыми заболеваниями
в г. Томске и Томской области.
Тел.: (3822) 22-72-92

Дети получили:

за февраль   2 946 881,83 руб.
за 2021 год    4 769 720,78 руб.

Подробный отчет

Рубрика "Полезное для мам и пап: "Развивающие приложения: польза или вред?"

15.10.2019

Для очередной статьи неспроста была выбрана данная тема, ведь за время нахождения в больнице ребенок начинает очень плотно взаимодействовать с планшетом: играет в игры и смотрит ролики на ютубе, даже если до этого никогда не брал его в руки. А к моменту выписки эта привычка остается, или даже формируется зависимость, и мама не в состоянии переключить ребенка на настольные или сюжетно-ролевые игры. Почему так происходит, мы поговорим в другой раз, а сегодня хотелось бы обсудить последствия замены планшетом реальных настольных игр и творческих занятий. Для удобства наш онкопсихолог создала подробную таблицу, в которой отражены сравнения виртуальных и реальных игр по различным аспектам. В ней нет категоричных оценок для того, чтобы родитель сам смог сделать вывод: заменять ли развивающими приложениями обучающие пособия и игры, и в каких пропорциях. Также статья поможет «отфильтровывать» абсолютно бесполезные программы, например, те, в которых можно выполнить задание наугад, получить множество подсказок, отсутствует возможность совершить ошибку.

Для создания этой статьи мы изучили типичные «развивающие» приложения: поиск отличий, лабиринты, соединения по точкам, пазлы и составление картинок, «игры-одевалки», раскраски, рисование на планшете, мемо и другие. И пришли к таким выводам:
 

Планшет

Настольные игры и творческие материалы

Невысокая цена

Обычный планшет для ребенка можно купить за 2-3 тысячи рублей, а набор приложений в нем будет огромным.

 

Высокая цена

Стоимость набора пособий аналогичного виртуальному может достигать 20-30 тысяч, а иногда и больше

Для сравнения,  за 2000 рублей можно купить очень скромный набор игр и материалов для ребенка, например,  1 паззл, 1 раскраска, 2 книги с заданиями, 1 набор домино, «игра-ходилка», гуашь, набор кистей, карандаши, фломастеры, «игра-одевалка», набор кубиков, баночка для воды, альбом для рисования, лото.

Занимает очень мало места

Коробки с играми требуют много места для размещения

Легко взять с собой в дорогу

Не компактны

В процессе перемещения составляющие части игр могут потеряться.

Не требуется партнер по игре

 

Многие игры требуют участия минимум 2-х человек

Правила игры обычно не требуют дополнительного объяснения

Ребенок достаточно быстро понимает, что делать в той или иной игре, нужные кнопки мигают или выделяются другим способом. Правила достаточно просты.

Нужно объяснение взрослого

Для того, чтобы ребенку начать играть в большинство настольных игр, взрослому необходимо самому ознакомиться с правилами и рассказать о них ребенку, научить его играть.

Не требуется уборка после игры

Достаточно просто отложить гаджет в сторону J

Но, к сожалению, это не научит ребенка убирать после себя рабочее место.

Уборка может быть очень трудоемкой

После игры необходимо убрать набор в коробку, а после творческих заданий уборка вовсе может быть очень трудоемкой, в отличие от раскрашивания виртуальными красками на планшете.

Эффектно!

Большое количество спецэффектов завлекает ребенка надолго, но есть и опасность – ребенок, привыкнув к ним, может потерять интерес к работе в развивающих тетрадях, выполнению заданий в школе и в детском саду.

Отсутствуют спецэффекты

 Не так интересно для ребенка

Простые задания

Привыкнув к примитивным играм на планшете, ребенок с неохотой выполняет более сложные и трудоемкие задания, а то и вовсе отказывается от них.

Задания более сложные

Наличие подсказок или защита от ошибок

В большинстве приложений:  пазлах, составных картинках, соединениях по точкам, играх-одевалках, лабиринтах  и многих других, программа создана таким образом, что ребенок не может сделать неверно, например, часть составной картинки или пазла «убегает» с неправильного места,  или же, наоборот, при наведении на любую часть изображения, сама встает на место.

Нет подсказок, можно допустить ошибку, решить которую поможет старание самого ребенка или помощь взрослого

Сама игра или творческое занятие не поможет ребенку выполнить задание, и это оказывает максимальный положительный эффект на развитие мыслительной деятельности ребенка, в отличие от виртуальных игр.

 

Практически не задействована мелкая моторика!

 

Все действия в игре производятся одним пальцем ведущей руки или двумя большими пальцами

Такая деятельность влечет за собой массу проблем в будущем, например,

проблемы с письмом, почерком, рисованием, декоративно-прикладным творчеством, завязыванием шнурков и другими тонкими действиями, быструю утомляемость ведущей руки и, как следствие, трудности в школьном обучении и дальнейшей жизни, связанные с «ручной» деятельностью.

Активно участвует мелкая моторика

 Для сравнения, при собирании пазла необходимо совершить множество действий руками: открыть  коробку, достать детали, перевернуть их лицевой стороной, сложить на столе, постоянно переворачивая и передвигая.

То же самое можно сказать и о других настольных играх.

Низкий развивающий эффект, т. к.

Задействовано мало познавательных процессов

 

Развивающий эффект гораздо выше

Участвует множество познавательных психических процессов, особенно мышление, формируются причинно-следственные связи.

Например, в процессе рисования ребенок учится делать логические выводы о том, как количество воды влияет на цвет краски или на ее текучесть, а нажим карандаша или кисти определяет яркость и толщину линии.

Он учится аккуратности, т. к. удалить краску  без следа невозможно.

Вред зрению

Устают глаза из-за свечения даже при использовании очень качественных гаджетов, возможно нарушение остроты зрения

Вероятность возникновения нарушений зрения гораздо ниже

Нет свечения экрана, глаза устают значительно меньше.

Малоподвижность во время игры

Зачастую дети играют лежа или полусидя, долго сидят за планшетом неподвижно , следовательно,  нарушается осанка, замедляется физическое развитие, снижается мышечный тонус.

 

В процессе игры ребенок должен сидеть за столом или на ковре, ему требуется чаще передвигаться (поднять упавшие предметы, собрать со стола фишки).

Задания можно выполнить наугад

Интеллектуальные усилия не важны и не первостепенны, методом хаотичного нажимания на экран во многих играх можно одержать победу (например, «Мемо», «Найди отличия»).

Невозможно выполнить задание наугад, необходимо приложить интеллектуальные усилия.